История

Оренбургский областной союз потребительских обществ создан в январе 1935 года и в него вошло 383 потребительских общества. В начале 30-х годов потребительская кооперация занимала в общем товарообороте области — 84%, государственная торговля около 9%, остальное приходилось на долю частной торговли, которая в последствие была вытеснена.

Наряду с развитием торгово-заготовительной деятельности потребкооперация оказывала большую помощь крестьянам по восстановлению и дельнейшему развитию сельскохозяйственного производства путем:

— создания семенного фонда;

— организации образцово-показательных хозяйств потребкооперации;

— создания прокатных пунктов сельскохозяйственных орудий производства и тягловой силы.

Оренбургские кооператоры уделяли большое внимание культурно-просветительной работе среди широких масс трудового народа. На первых порах разъясняли цели и задачи кооперации на страницах периодической печати, путём проведения бесед, лекций на кооперативные темы.

Проводя эту работу, кооператоры губернии стремились привлечь молодежь и женщин в работу потребительской кооперации. Деятельность направлялась на создание библиотек, детских площадок, яслей, проведение курсов, лекций, спектаклей, вечеров отдыха, изб-читален, распространение газет, ликвидацию неграмотности среди пайщиков, подборку литературы по кооперативным вопросам, создание в магазинах уголков матери и младенчества, содержание коек в родильных домах, больницах для пайщиков, открытие акушерских, фельдшерских пунктов и т.д.

Широко использовалось для этих целей радио и кино. По линии потребительской кооперации в селах Оренбуржья было оборудовано 35 радиоустановок, в том числе совместно с сельсоветами – 10, около 500 радиоточек. До 1930г. вся сеть кинопередвижек и нескольких стационаров в губернии принадлежали потребительской кооперации.

С первых дней существования кооператоры Оренбуржья уверенно набирали силы и играли одну из ведущих ролей в общей деятельности потребительской кооперации СССР. Был высокий темп развития торгово-заготовительной и производственной деятельности потребкооперации в области, и её доля на этом этапе составляла более 60%.

Заготовительный ассортимент доходил до 20 наименований, в т.ч. заготавливалось только одной речной ракушки несколько десятков тонн, зерна – до 160 тыс.тонн и т.д. Ассортимент товаров к концу второй пятилетки расширился с 26 групп до 51.

Сельскому продмагу утверждался ассортимент товаров до 70 наименований, в том числе: кондитерских – до 14 наименований, туалетного мыла – до 10 наименований. Продажа товаров на 1 человека возросла на 470%. Этот бурный рост кооперативной деятельности был прерван нападением фашистской Германии на Советский Союз.

В ходе Великой Отечественной войны кооператоры области не остались в стороне, а помогали фронту выстоять, а затем обеспечить полный разгром фашистской армии. Вся хозяйственная жизнь страны перестраивалась на военный лад, перестраивала работу и потребкооперация, переходя от развернутой свободной торговли к нормированному снабжению по карточкам и ордерам. Значительно был увеличен объем заготовок. Всего заготовлено за годы войны и отгружено в первую очередь фронту и промышленности работающей на фронт: картофеля – 6214 тыс.пудов; овощей – 1932 тыс.пудов; яиц – 64 млн.шт.; кожсырья – 1033 тыс.шт.; шерсти – 180 тыс.пудов; лекарственно-технического сырья – 120 тыс.пудов.

За счет отчислений от прибыли кооператоры в этот период приобретали государственный займ, вносили средства в фонд обороны и на строительство танковой колонны.

В послевоенные годы потребкооперация области начала свою работу по восстановлению деятельности до уровня 1941 года. Принимались меры по увеличению продовольственных фондов за счет создания ферм крупного рогатого скота, овец, свиней, откормочных площадок скота, посева огородно – бахчевых культур, производства непродовольственных товаров на собственных промкомбинатах, отдельных цехах потребкооперации. Одновременно был поставлен вопрос о подготовке кадров для повышения культуры торговли и качественного обслуживания потребителей. Проводимая работа содействовала значительному расширению розничной сети, сети общественного питания и росту товарооборота.

В пятой пятилетке были четко определены задачи потребкооперации Оренбуржья по укреплению и расширению материально-технической базы торговли, увеличению товарооборота, объема закупок сельхозпродуктов и сырья, обеспечению роста производства товаров на кооперативных предприятиях. В этот период уже действовало 331 потребительское общество, 2472 розничных предприятий, что на 424 больше чем в 1940 году, 2018 предприятий общественного питания. Особое внимание обращалось культуре торговли на селе.

Советское Правительство в этот период внимательно следило за работой кооперативов и оказывало помощь: досрочно выкупило госзайм, отсрочило платежи по кредитам, повысило наценки на ряд заготавливаемой продукции и т.д.

За все годы деятельности потребительская кооперация области сформировалась в широко разветвленную сеть торговых, заготовительных и производственных предприятий, стала самостоятельной уникальной системой, которая осуществляет единый хозяйственный цикл: заготовка сельхозпродукции, ее переработка в товары народного потребления и продажа.