Купечество Оренбургской губернии всеми силами пыталось задушить потребкооперацию

Хотя официально Оренбургский облпотребсоюз ведет свое летоисчесление с 1934 года, кооперативное движение в крае начало зарождаться гораздо раньше и с большими трудностями. История потребительских обществ более чем за 100 лет была восстановлена в результате поисково-исследовательской работы и данным газет, издававшихся в городе Оренбурге до 1919 года.

Первые попытки к объединению трудового народа в кооперативы были предприняты в Оренбургской губернии еще в 70-х годах 19 века. В 1892 году учредители разработали, наконец, Устав, добились его утверждения, и создали I потребительское общество. Но оно просуществовало совсем недолго. 

Второе общество возникло в начале 1893 года, были и еще две попытки образования кооперативов, но и они со временем потерпели неудачу.

Главными причинами краха потребительских обществ конца 19 века стало отсутствие грамотных, имеющих определенные навыки кадров и единого, примерного Устава. Деятельность кооперативов подрывала также сильная конкуренция купцов, имеющих большой опыт торговли и сильную материально-техническую базу и даже соперничество между самими обществами потребителей.

Газета «Оренбургский край» от 28.06.1893 года писала о необходимости детального изучения потребительского спроса, ускорения оборачиваемости капитала, о завоевании покупателей услужливостью, кредитами, доставкой товаров на дом, открытием универсальных магазинов, где посетитель мог бы приобрести все, что ему требуется в одном месте. На страницах издания особо подчеркивалось, что жизнь становится все хуже, труднее с каждым днем, и потребительские общества должны помогать в борьбе трудящихся с житейскими трудностями. Газета призывала к объединению всех групп населения города, а не к стремлению создания новых организаций. На страницах издания говорилось, что одно сильное потребительское общество может рассчитывать на успех, на прочное будущее. Будет хуже, если между обществами начнется конкуренция, которая может привести к их падению и дискредитации самой идеи кооперации. 

Купечество крайне недоброжелательно встретило зарождение кооперативного движения, видя в потребительских обществах конкурентов, с которыми невозможно договориться в деле грабежа потребителей и, следовательно, нарастающую угрозу своей прибыльной деятельности. Купцы активно распускали слухи об убыточности и неустойчивости дел в обществах, что возымело свои результаты. Поддавшись панике часть пайщиков стали досрочно востребовать кредиты.

Но потребкооперация все тверже вставала на ноги, учитывала прошлые промахи и набиралась опыта, в том числе и в противостоянии с враждебно настроенными купцами. В результате к началу 1894 года число пайщиков значительно возросло, увеличился паевой капитал, вырос оборотный капитал и товарооборот. Снижение цен в кооперации заставило снизить цены на товары и в частной торговле.