Клуб РАЙПО: как заработать на рыбе?

Правительство России в начале августа 2024 года утвердило дорожную карту по увеличению потребления отечественной рыбной продукции до 2030 года. Потребительские общества страны традиционно занимаются производством и продажей рыбной продукции. На очередном заседании Клуба РАЙПО была рассмотрена тема: «Рыба: торговля и переработка. Как заработать на новом направлении». В работе Клуба приняли участие 83 специалиста-практика районных потребительских обществ из порядка 50 регионов страны.

Модератор Клуба - директор ЦИК Центросоюза России Галина Лашманова обратила внимание, что в системе потребительской кооперации на начало 2024 года в 38 региональных потребительских союзах страны занимаются переработкой рыбы. Общий объём произведенной и реализованной рыбной продукции в 2023 году составил более 2,2 тыс. тонн. Лидерами по переработке рыбы являются Татпотребсоюз, Удмуртпотребсоюз, Чувашпотребсоюз, Алтайский крайпотребсоюз, Кировский, Нижегородский и Новосибирский облпотребсоюзы. Традиционно переработкой рыбы занимаются кооператоры Ямала, Бурятии, Приморья и Астрахани. Новые рыбные цеха открыли в Калининграде, Владимире, Иркутске, Забайкалье, Башкирии и Красноярске.

Орловские кооператоры после поездки по обмену опытом на Дальний Восток в августе 2018 года организовали прямые поставки свежемороженой рыбы в свой регион. Для этого приобрели необходимое холодильное оборудование, заключили договора с транспортными компаниями, подготовили сотрудников. За 6 лет орловскими кооператорами было поставлено в регион более 850 тн. свежемороженой рыбы. Ассортимент – 30 наименований: минтай, мойва, скумбрия, камбала, терпуг и др. Продукция реализуется преимущественно в кооперативной торговой сети.

- Почему покупатели делают выбор в пользу нашей продукции? Во-первых, у нас прямые поставки, соответственно и качество высокое; во-вторых, ведем постоянный мониторинг цен и держим их на 5-12% ниже, чем в федеральных сетях; в-третьих, мы много внимания уделяем продвижению своей продукции. Задействовали весь рекламно-маркетинговый арсенал по продвижению рыбной продукции: специальные ценники, выкладку, информационные стойки и многое другое. Например, еженедельно в четверг во всех кооперативных магазинах проходит рыбный день, когда мы продаем товар с 15% скидкой, - отметила начальник отдела категорийного менеджмента Орловского облпотребсоюза Ирина Роговая.

Орловские кооператоры также развивают поставки свежемороженой рыбы в собственную сеть общественного питания и отгружают рыбу предприятиям малого бизнеса.

Красноярские кооператоры переработкой рыбы и рыбной продукции занимаются давно, но открытие в ноябре 2023 года нового рыбоперерабатывающего кооперативного комплекса по производству рыбной продукции и полуфабрикатов вывело это направление на новый уровень. Общие вложения в проект составили более 20 млн. рублей. В одну смену комплекс производит до 1,5 тонн рыбной продукции. С помощью кооператоров из Приморского края организовали прямые поставки рыбы. Сейчас красноярские кооператоры производят более 150 наименований рыбной продукции.

- Всю рыбную продукцию продаем под собственной торговой маркой, развиваем продажи, как в кооперативных магазинах, так и в региональных торговых сетях, открыли специализированный рыбный магазин. Уже заключены договора с крупными оптовыми компаниями в Красноярске, Канске и Ачинске, - рассказала председатель правления Красноярского крайпотребсоюза Валентина Ивлева.

Лидерами по переработке рыбы в системе потребительской кооперации является Татпотребсоюз, ежегодно здесь солят и коптят более 1200 тонн рыбы. Председатель Совета Агрызского райпо Татпотребсоюза Рустам Вагапов поделился с участниками Клуба опытом переработки рыбы на примере своего райпо. Рустам Раилевич сделал акцент на экономике этого направления и согласился с выводами красноярских кооператоров, что составляющими успеха рыбного производства являются: объемы производства, устойчивые каналы сбыта, качественное сырье и наличие опытных специалистов.

- В настоящее время для нашего райпо производство рыбы является важнейшей имиджевой составляющей. Наши покупатели все больше предпочитают местную продукцию, уверены в качестве кооперативных продуктов. Им нравиться наш хлеб, молочная и мясная продукция. И рыбу местное население тоже предпочитают покупать кооперативного производства, - подчеркнул председатель Совета Агрызского райпо Татпотребсоюза Рустам Вагапов.

Арифметика рыбного дела вызвала живой интерес участников, которые в онлайн-чате поблагодарили экспертов за обстоятельные доклады с практической информацией.

рыба 1 рыба 2 рыба 3 рыба 4