Как поддержать сельскую торговлю
Роль торговли в развитии сельских территорий Оренбургской области обсудили на площадке Общественной палаты, в рамках расширенного заседания комиссии ОП по вопросам АПК, развития сельских территорий и экологии.
Сельская торговля имеет свою специфику, во многом определяющую вопросы социального благополучия, качества жизни и трудовой занятости сельчан. Есть здесь и свои проблемы, решение которых имеет важность не только для стабильности торговой деятельности, но и в целом для развития региона. За последние 3 года в эту сферу по программе «Развитие торговли в Оренбургской области» было инвестировано 2082,3 млн. рублей.
В настоящий момент в регионе функционирует более 10 тыс. стационарных и 4068 нестационарных торговых объекта, в которых занято свыше ста тысяч человек. Тем не менее, не может не тревожить статистика по уменьшению стационарных торговых объектов - за последние два года оно произошло в 11 муниципалитетах. Участники заседания обратили внимание на тот факт, что на территории Оренбургской области в 631 населенном пункте совсем отсутствуют торговые объекты, в 306 - осуществляется доставка товаров в формате выездной торговли, в 67 – обслуживание проводится через отделения почтовой связи
Об особой роли потребительской кооперации в работе с малочисленными и отдаленными селами, обеспечении сельских жителей необходимыми товарами и связанных с этим проблемах рассказала начальник отдела торговли, заготовок, производства и общественного питания Оренбургского областного союза потребительских обществ Наталья Цыбина.
- Потребительская кооперация ведет сегодня свою работу в 25 муниципальных образованиях и городских округах, обслуживает более 200 тыс. сельских жителей и является партнером Правительства Оренбургской области в решении вопросов социально-экономического развития села, - отметила Наталья Семеновна. - Наши предприятия обеспечивают сельское население товарами и услугами, осуществляют закупки сельскохозяйственной продукции и сырья, перерабатывают их на своих предприятиях и реализуют через магазины и организации общественного питания.
Розничная торговля в системе потребкооперации является ведущей отраслью - товарооборот за 10 месяцев текущего года сложился в сумме 805 млн. руб., при этом реализация товаров на селе составляет 60 процентов. Кооперативная торговля носит ярко выраженный социальный характер. Кооператоры обслуживают зачастую в убыток себе самые экономически непривлекательные территории, куда не идет предприниматель.
- Из-за малочисленности сельских населенных пунктов, низкой покупательной способности населения, значительной отдаленности от баз снабжения, рентабельность торговой деятельности в мелких и отдаленных поселениях минимально низкая, - подчеркивает Наталья Цыбина. - По сути предприятия потребкооперации содержат социально ориентированные магазины, которые являются убыточными. Также в системе 18 автолавок, осуществляющих доставку продуктов питания и товаров первой необходимости в сто малонаселенных пунктов, где отсутствует стационарная торговля. Однодневная выручка в них колеблется от 500 до 3 тыс. руб.
На условиях взаимного партнерства с районными органами власти 11 потребительских обществ облпотребсоюза получают возмещение части расходов на горюче-смазочные материалы. Сумма компенсации затрат в целом по системе за 9 месяцев текущего года составила - 2 млн. рублей, что покрывает лишь треть расходов.
- Доставку приходится осуществлять при любых погодных условиях и бездорожью, что приводит к ускоренному износу автотранспортных средств (70%). Обновлять специализированный транспорт в настоящее время не предоставляется возможным в связи с его высокой стоимостью, недостатком собственных оборотных средств, высокими ставками по кредитам. Правительством области до 2019 года реализовывалась программа по софинансированию затрат на приобретение автотранспорта, сейчас как никогда необходимо, чтобы эта мера поддержки возобновилась, - сказала руководитель профильного отдела Оренбургского облпотребсоюза.
Кроме вышеизложенного, Наталья Цыбина перечислила и ряд других проблем, с которыми в ведении торговой деятельности сталкивается структура, выполняющая социальную миссию на селе. К ним относятся: снижение покупательской способности населения; отток сельских жителей; острая нехватка кадров и как следствие повышение среднего возраста работников; а также меняющиеся в законодательстве технологии (введение онлайнкасс, маркировки товаров средствами идентификации), требующие финансовых затрат, как на приобретение оборудования, так и на обучение сотрудников.
Несмотря на существующие проблемы и экономическую ситуацию организации потребительской кооперации продолжают качественно и оперативно оказывать услуги розничной торговли сельскому населению.
- Надеемся, что имеющиеся меры поддержки, а также возобновление субсидирования расходов на приобретение специального автотранспорта, помогут сохранить наши позиции на внутреннем рынке, улучшить обеспечение товарами сельских торговых объектов и отдаленных населенных пунктов, сохранить рабочие места и повысить финансово - экономические показатели, - резюмировала начальник отдела торговли, заготовок, производства и общественного питания Оренбургского облпотребсоюза Наталья Цыбина.
В ходе диалога и другие спикеры поделились не только опытом, как решаются вопросы стабильного развития производства и торговли, но и сложностями, с которыми приходится сталкиваться. Особо отметили насколько острыми остаются вопросы конкуренции, налогообложения, ценообразования.
Участники диалога единодушно отметили высокую социальную значимость обсуждаемой темы. Рекомендации, выработанные Общественной палатой с учетом высказанных мнений и предложений, будут направлены региональному минсельхозу и органам местного самоуправления.